Боги Древних Славян
Велес Сюжет, типичный для индоевропейской мифологии: поединок богатыря, воина-змееборца со змеем. Индийский Инра противостоит Варуне, германский Тор – «мировому змею» Йормунганду. Беовульф умирает от драконьего яда, а Зигфрид поражает в самое сердце дракона Фафнира. В средневековых сказаниях противник рыцаря – почти всегда дракон. И уж как не вспомнить известнейшую былину о поединке Добрыни со змеем! Ну и ярчайший пример – герб Москвы, на котором Георгий-Победоносец поражает змея. Отчасти, этот же конфликт прослеживается в «Песне о Вещем Олеге»: … Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала. Как черная лента вкруг ног обвилась И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Вещий Олег, представитель воинского, княжеского сословия убит змеем. В славянской мифологии извечно враждуют Велес и Перун: Перун – в образе богатыря-змееборца, Велес – в образе змея; Перун – «стихийно» ближе к небу, в то время как Велес – ближе к земле; Перун – покровитель воинов и князей, Велес – охотников, скотоводов и земледельцев. «Скотьим богом» назван Велес (он же Волос) в повести временных лет. Он покровительствует всем, кто занят «мирным» хозяйством – скотоводам, охотникам, земледельцам, купцам. С именем этого бога связан традиция оставлять последний сноп колосьев - «Велесу на бородку». Кроме того, Велес – бог музыкантов, сказителей, скоморохов. Вспоминаются строки «Слова о Полку Игореве», где Баян назван «Велесовым внуком». Он же является богом волхвов, фактически властвовавших над общинами до прихода князей-воинов (ср. «власть», «владыка», «волость»). Велес так же является богом «темной стороны», нави, мира мертвых и покровитель умерших предков. Волоты, великаны, которые в славянских легендах считаются предшественниками людей – дети Велеса. Курганы славяне называли не иначе как «волотовками». Животные Велеса – медведь, и змея. Русские крестьяне называли «скотьим богом» повешенную в хлеву медвежью лапу. Кстати, само имя медведя на Руси было табуированным (т.е. запретным) словом. Вместо него использовали слова «медведь», «ведмедь», т.е. «ведающий где мед» а реже – «лесной хозяин». О настоящем имени медведя говорит слов «берлога» - «логово Бера» (ср. англ. “Bear”, немецкое “Bär”). Поле крещения функции Велеса «переняли» святой Власий и Николай-угодник. В народной памяти сохранилась легенда о противоборстве Велеса и Перуна, поэтому на русском севере (и не только) церкви, посвященные св. Власию и Илье-пророку всегда стояли рядом.
|